ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ
ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ
Издание официальное
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ
Москва
Д. ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА И ТАРА
Группа Д00
к ГОСТ 20058-80 Динамика летательных аппаратов в атмосфере. Термины, определения и обозначения
В каком месте |
Напечатано |
Должно быть |
Таблица. Графа «Определенно. Для термина 4 |
|
О0хе |
|
ozs |
OqZ g |
Приложение 2. |
вокруг оси YOg |
вокруг оси OYg |
Пункт 1.1 |
|
|
(ИУС № 12 1986 г.) |
Термин |
Обозначение• |
Определение |
Примечание |
УГЛЫ МЕЖДУ осями СВЯЗАННОЙ И НОРМАЛЬНОЙ СИСТЕМ |
' |
КООРДИНАТ (Справочное приложение 1, черт. 2) |
25. Угол рыскания |
’ Ф . |
Угол между осью OXg нормальной системы координат и проекцией продольной оси ОХ на горизонтальную плоскость OXgZg нормальной системы координат |
Угол рыскания следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с проекцией продольной оси на горизонтальную плоскость поворотом вокруг оси OYg по часовой стрелке, если смотреть в направлении' этой оси |
26. Угол тангажа |
0 |
Угол между продольной осью ОХ и горизонтальной плоскостью OX gZg нормальной системы -координат . |
Угол тангажа следует считать положительным, когда продольная ось находится выше горизонтальной плоскости OXgZg |
27. Угол крена |
Y |
Угол между поперечной осью OZ и осью OZg нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором угол рыскания равен нулю |
Угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось OZg совмещается с поперечной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси |
УГЛЫ МЕЖДУ осями СКОРОСТНОЙ И НОРМАЛЬНОЙ систем КООРДИНАТ (Справочное приложение 1, черт. 3)
28. Скоростной угол рыскания
Угол между осью OXg нормальной системы координат и проекцией скоростной оси ОХа на горизонтальную плоскость OX gZg нормальной системы координат |
Скоростной угол рыскания следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с проекцией скоростной оси на горизонтальную плоскость OXgZg поворотом вокруг оси OYg по ча-
Термин
j |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
* |
. ' |
|
совой стрелке, если смотреть в направлении этой оси |
29. Скоростной угол тангажа |
|
Угол между скоростной осью ОХ а и горизонтальной плоскостью OXgZg нормальной оис-темы координат |
Скоростной угол тангажа следует считать положительном, когда скоростная ось находиться вы-шё горизонтальной плоскости OXgZg |
30. Скоростной угол крена |
Уа |
Угол между боковой осью OZa и осью OZg нормальной системы координат, смещенной в положение, при котором скоростной угол рыскания равен нулю
* ■ > |
Скоростной' угол крена следует считать положительным, когда смещенная ось OZg совмещается с боковой осью поворотом вокруг скоростной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси : |
|
Стр. 10 ГОСТ 20058-80 |
ТРАЕКТОРНЫЕ УГЛЫ (Справочное приложение 1, черт. 4)
31. Угол пути |
|
Угол между осью OXg нормальной системы координат й направлением путевой скорости Vn (п. 38) |
32. Угол наклона тра |
0 |
Угол между направлением зем- |
ектории |
|
ной скорости Ук (п. 37) и горизонтальной плоскостью OXgZg |
|
|
нормальной системы координат |
Угол пути следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с направлением путевой скорости поворотом вокруг оси О У g по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси
Угол найлона траектории следует считать положительным, когда проекция земной скорости на ось ОYg положительна |
УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ ВЕТРА (Справочное приложение 1, черт. 5)
33. Угол ветра |
4V |
Угол между осью OXg нормальной системы координат и |
|
|
проекцией скорости ветра W (п. 39) на горизонтальную плоскость OXgZg нормальной системы координат |
34. Наклон ветра |
в(Р |
Угол между направлением ско-—» |
|
|
роста ветра W (п. 39) и горизонтальной плоскостью |
|
СКОРОСТИ |
Угол ветра следует считать положительным, когда ось OXg совмещается с проекцией скорости ветра на горизонтальную плоскость OXgZg поворотом вокруг оси OYg по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси
Наклон ветра следует считать положительным, когда проекция скорости ветра на ось ОУ^ нормальной системы координат положительна
35. Скорость летательного аппарата
Скорость
Скорость (начала О связанной системы координат относительно среды, не возмущенной летательным аппаратом
li. При применении термина к конкретному виду летательного аппарата следует заменять слова «летательного аппарата» на термин конкретного вида летательного аппарата, например, «скорость самолета».
2. Составляющие скоростей по -осям различных систем координат следует обозначать соответственно V, VKi с индексом
соответствующей оси, например, VKX составляющая земной ско-
Термин |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
36. Воздушная скорость летательного аппарата
Воздушная скорость |
V |
Модуль скорости летательного аппарата |
рости VK (п. 37) по оси ОХ связанной системы координат; Vха— составляющая скорости летательного аппарата по оси ОХа скоростной системы координат при этом Уклг=^к, a Vxa= V |
37. Земная скорость |
Vk |
Скорость начала О связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат |
Ом. примечание 2 к п. 35 |
38. Путевая скорость
39. Скорость ветра |
Vn
w |
Проекции земной скорости на горизонтальную плоскость OX gZg нормальной системы координат
Скорость среды, не возмущенной летательным аппаратом, относительно какой-либо из земных систем координат |
То же |
|
УГЛОВЫЕ СКОРОСТИ |
|
40. Абсолютная угловая скорость летательного аппарата
Абсолютная угловая скорость |
|
Угловая скорость связанной системы координат относительно инерциальной системы координат |
I. Составляющие абсолютный
угловой скорости летательного
аппарата и угловой скорости ле-■—►
тательного аппарата w (п. 41) по осям различных систем координат |
|
Стр. 12 ГОСТ 20058-80 |
Термин |
Обозначение |
|
-* |
41. Угловая скорость |
(0 |
летательного аппа |
|
рата |
|
Угловая скорость |
|
42. Скорость крена |
|
43. Скорость рыскания |
toy |
44. Скорость тангажа |
|
Определение |
Примечание |
Угловая скорость связанной системы координат относительно какой-либо из земных систем координат Составляющая угловой скорос |
следует обозначать соответственно 2 и с индексом соответствующей оси, например, <аХа — составляющая угловой скорости летательного аппарата по оси ОХа скоростной системы координат.
2. Составляющие абсолютной угловой скорости летательного аппарата и угловой скорости летательного аппарата следует считать положительными при вращении летательного аппарата вокруг соответствующей оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении этой оси
См. примечания к п. 40
См. примечание 2 к п. 40 |
ти летательного аппарата © но оси ОХ связанной системы координат
Составляющая угловой скорости летательного аппарата © по оси OY связанной системы координат |
То же |
Составляющая угловой скорос |
|
ти летательного аппарата по оси OZ связанной системы координат |
- |
|
ГОСТ 20058—8р Стр. 13 |
МАССОВЫЕ И ИНЕРЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГОАППАРАТА
Масса является одной из характеристик материального объекта и определяет его инертные и гравитационные свойства. Масса механической системы — это сумма масс материальных точек, образующих систему
45. Масса летательного аппарата |
т |
|
46. Момент инерции летательного аппара |
1х
h |
|
та относительно оси
Момент инерции |
h |
|
47. Центробежный момент инерции летательного аппарата
Центробежный момент инерции |
1Ху
Г
‘гх |
|
48. Радиус инерции летательного аппарата относительно оси
Радиус инерции |
гх
ГУ
Гг |
|
|
Ixy=Uydm lyz—Syzdm 1гх= Szxdm < |
1х=!(Уг+г2) dm Iy—S (zJ+*2) dm lz~! (хг+Уг) dm
УГЛЫ ОТКЛОНЕНИЙ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ
49. Угол отклонения органа управления тангЬжом
Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента тангажа (п. 75), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов- отклонений нескольких органов управления
1. При применении термина к конкретным видам органов управления танга жом следует заменять слова «органа управления тангажом» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля высоты» (ов), «угол отклонения ста билиз атора» (<р).
2. Угол отклонения органа управления тангажом осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать бь
3. Углы отклонения органов управления следует считать положительными при поворотах органов управления по часовой стрелке, если смотреть в направлении соответствующей оси связанной системы координат. При этом предполагается, что оси вращения органов управления креном и тангажом условно минимальными по-ворота;ми приведены в положение, параллельное поперечной оси, а ось вращения органа управления рысканием — в положение, параллельное нормальной оси, и знак угла отклонения органа управления креном определяется
.положением правого органа уп*
ГОСТ 200S8—80 Стр. 15
50. Угол отклонения органа управления креном
Определение |
Примечание |
Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момшта крена (п. 73), или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения нескольких органов управления |
равления (справочное приложение 1, черт. 6)
4. Для винтокрылых летательных аппаратов допустимо иное правило определения знака углов отклонения органов управления
1. При применении термина к конкретным видам органов управления краном следует заменять слова «органа управления кренам» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения элеронов»
(0Э) «угол отклонения дифференциального стабилизатора»
(«М-
2. Угол отклонения органа управления креном осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать &з-
3. См. примечания 3 и 4 к п. 49 |
Угол отклонения органа управления, предназначенного для создания момента рыскания (п. 74) или эквивалентный угол отклонения, используемый в уравнениях движения летательного аппарата вместо углов отклонения (нескольких органов управления |
1. При применении термина к конкретным видам органов управления рысканием следует заменять слова «органа управления рысканием» на термин конкретного вида органа управления, например, «угол отклонения руля направления» (бн ).
2. Угол отклонений органа управления рысканием осесимметричных летательных аппаратов следует обозначать б* |
|
Стр. 16 ГОСТ 20058-80 |
51. Угол отклонения органа управления рысканием
Термин |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
|
|
|
3. См. примечания 3 и 4 к п. 49 |
СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ |
|
52. Результирующая |
—^ R |
Главный вектор системы сил, |
Результирующая сила склады |
сила |
|
действующих на летательный аппарат, без учета инерционных, гравитационных сил и сил, возникающих при контакте летательного аппарата с землей |
вается из тяги (п. 53) и аэродинамической силы планера (п. 54).
Разложение результирующей силы на эти составляющие в каждом частном случае зависит от принятых условий |
53. Тяга |
Р |
Главный вектор системы сил, действующих на летательный ап |
Составляющие тяги по осям различных систем координат следу |
|
|
парат со стороны двигателя в результате его функционирования |
ет обозначать Р с индексом соответствующей оси, например, Рх —составляющая тяги по оси ОХ связанной системы координат |
54. Аэродинамическая |
—> |
Главный вектор системы сил, |
В случаях, исключающих воз |
сила планера |
|
действующих на летательный ап |
можность различного толкования, |
Аэродинамическая |
|
парат со стороны окружающей |
индекс А в обозначении может |
сила |
|
среды при его движении |
быть опущен |
55. Продольная сила |
Rx |
Составляющая результирующей
силы R по оси ОХ связанной системы координат |
|
56. Нормальная сила |
Ry |
Составляющая результирующей силы R по оси О У связанной |
* |
|
|
системы координат |
|
|
ГОСТ 20058-80 Стр. 17 |
Термин |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
57. Поперечная сила |
Rz |
Составляющая результирующей |
|
|
|
силы R по оси OZ связанной системы координат |
|
&8. Тангенциальная |
|
Составляющая результирующей |
|
сила |
|
силы R по оси ОХ а скоростной системы координат |
|
59. Подъемная сила |
*Уа |
Составляющая результирующей |
|
|
|
силы R по оси OYa скоростной системы координат |
|
60. Боковая сила |
|
Составляющая результирующей |
|
|
|
силы R по оси OZa скоростной системы координат |
|
61. Аэродинамическая |
X |
Составляющая аэродинамичес- |
|
продольная сила
Продольная сила |
|
—^
кой силы планера RA по оси ОХ
связанной системы координат, |
|
|
|
взятая с противоположным знаком |
|
62. Аэродинамическая |
Y |
Составляющая аэродинамичес |
|
нормальная сила
Нормальная сила |
|
кой силы планера RA по оси OY связанной системы координат |
|
63. Аэродинамическая |
Z |
Составляющая аэродинамичес |
|
поперечная сила
Поперечная сила |
|
кой силы планера RA по оси OZ связанной системы координат |
|
64. Сила лобового соп |
Ха |
Составляющая аэродинамичес |
|
ротивления |
|
кой силы планера RA по оси ОХа скоростной системы коор- |
|
|
Стр. 18 ГОСТ 20058-80 |
УДК 001.4:629.7.015:006.354 Группа ДОШ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ДИНАМИКА ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ В АТМОСФЕРЕ
Термины, определения и обозначения
Aircraft dynamics in atmosphere. Terms, definitions .and symbols
Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 июля* 1980 г. № 3913 срок введения установлен
с 01.07. 1981 г.
Настоящий стандарт распространяется на летательные аппараты тяжелее воздуха, в основном самолеты.
Стандарт устанавливает применяемые в науке и технике термины, определения, обозначения осей координат и буквенные обозначения величин, относящиеся к динамике летательных аппаратов в атмосфере Земли и других планет.
Стандарт следует применять совместно с ГОСТ 22833-77 к ГОСТ 22281-78.
Термины, установленные настоящим стандартом, обязательны для применения в документации всех видов, научно-технической,, учебной и справочной литературе.
Для каждого понятия установлен один стандартизованный термин. Применение терминов-синонимов стандартизованного термина запрещается.
Для отдельных стандартизованных терминов в стандарте приведены в качестве справочных краткие формы, которые разрешается применять, если исключена возможность их различного толкования. Установленные определения можно, при необходимости, изменять по форме изложения, не допуская нарушения границ понятий.
Если необходимые и достаточные признаки понятия содержаться в буквальном значении термина, определение не приведено и, соответственно, в графе «Определение» поставлен прочерк.
Для отдельных понятий стандартизованные термины отсутствуют и, соответственно, в графе «Термин» поставлен прочерк.
Перепечатка воспрещена
(Б) Издательство стандартов, 1981
Термин |
Обозначение |
65. Аэродинамическая подъемная сила
Подъемная сила |
Уа |
66. Аэродинамическая боковая сила
Боковая сила |
|
67. — |
|
68. — |
|
69. — |
?п |
динат, взятая с противоположным злаком
Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси О У а скоростной системы коор динат
Составляющая азродинамичес-кой силы планера RA по оси OZa скоростной системы координат
Составляющая аэро динамичес-
—^
кой силы планера RA по оси 0Хп системы координат, связанной с пространственным углом атаки, взятая с противоположным знаком
Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси OYп системы координат, связанной с пространственным углом атаки
!
1 Составляющая аэродинамической силы планера RA по оси OZa системы координат, связанной с пространственным углом ат ш
В стандарте (Приведен алфавитный указатель содержащихся в нем терминов.
В справочном приложении 1 приведены чертежи основных углов, используемых в динамике летательных аппаратов в атмосфере, в справочном приложении 2—матрицы преобразования величин из одной системы координат в другую, в справочном приложении 3 — таблица соответствия обозначений осей координат и буквенных обозначений величин, установленных в данном стандарте и МС ИСО 1151, ч. I—V.
Стандартизованные термины набраны полужирным шрифтом, их краткая фррма — светлым.
ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ
1. Динамика летательных аппаратов в атмосфере
Раздел механики, в котором изучается движение летательных аппаратов в атмосфере
Термин «летательный аппарат» в данном стандарте относится к летательным аппаратам тяжелее воздуха, оснащенным, как правило, установкой для создания тяги (п. 53) например, самолет, ракета, вертолет
ИНЕРЦИАЛЬНАЯ И ЗЕМНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ
2. Инерциальная система координат |
0„Х„ГЙ2И |
Правая прямоугольная декартова система координат, начало Оц которой помещено в некоторой точке пространства, либо перемещается с постоянной ско-ростью^ а направление осей относительно звезд неизменно |
|
3. Земная система координат |
O0X0Y0Zo |
Правая прямоугольная декартова система координат, начало 00 и оси которой фиксированы по отношению к Земле и выбираются в соответствии с задачей |
I |
4. Нормальная земная система координат |
OoXgY,Zg |
Земная система координат, ось которой 00Yg • направлена вверх по местной вертикали, а направ-' |
Под.-' местной вертикалью понимают прямую, совпадающую с направлением силы тяжести в рас |
■■ , ■■ —..................... |
-........... - |
ление осей OXg и OZg выбирается в соответствии с задачей
• |
сматриваемой точке |
|
ГОСТ 20058-80 Стр, |
Термин |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
5. |
Стартовая система |
00XcY qZq |
Земная система координат, на- |
|
|
|
координат |
|
чало которой О о совпадает с характерной точкой летателыного аппарата в начальный момент движения, ось 00YC направлена вверх по местной вертикали, а |
|
|
|
|
|
|
|
направление осей 00ХС и 00Zz выбирается в соответствии с задачей |
|
|
ПОДВИЖНЫЕ СИСТЕМЫ КООРДИНАТ |
|
|
6. |
Подвижная система |
|
Правая прямоугольная декар |
: |
|
|
координат |
|
това система координат, начало которой О помещено на лета |
* |
|
|
|
|
тельном аппарате, обычно в центре масс, а направление осей выбирается в соответствии с зада |
|
|
|
|
|
чей |
V |
|
7. |
Ориентированная |
OXaYnZa |
Подвижная система координат, |
т* |
|
|
подвижная система |
|
направление осей которой отно |
|
|
|
координат |
|
сительно звезд неизменно |
|
|
8. |
Земная подвижная |
OX0Y0Z0 |
Подвижная система координат, |
|
|
|
система координат |
|
оси которой направлены так же, как и соответствующие оси земной системы координат |
|
|
9. |
Нормальная систе |
OXgYgZg |
Подвижная система координат, |
|
|
|
ма координат |
> |
ось которой ОУ^. направлена вверх по местной вертикали, а направление , осей OXg и OZ g выбирается в соответствии с задачей |
|
|
|
Стр. 4 ГОСТ 20058-80 |
со |
Термин |
Обозначение |
Определение |
Примечание |
10. Связанная система |
OXYZ |
Подвижная система координат, |
|
координат |
|
осями которой являются продольная ось ОХ (п. 11), нормаль- |
|
|
|
ная ось OY (п. 12) и поперечная ось 01 (п. 13), фиксирован- |
|
|
|
ные относительно летательного |
|
|
|
аппарата |
|
11. Продольная ось |
ОХ |
Ось связанной системы коорди- |
1. Направление продольной оси |
|
|
нат, расположенная в плоскости |
может быть выбрано как по ба |
|
|
симметрии летательного аппара- |
зовым осям самолета, крыла или |
|
|
та или в плоскости, параллельной |
фюзеляжа, так и по главным осям |
|
|
ей, если начало координат О по |
инерции. Выбор продольной оси |
' |
|
мещено вне плоскости симмет |
должен быть указан. |
|
|
рии, и направленная от хвосто |
2. Для осесимметричных лета |
|
|
вой к носовой части летательно |
тельных аппаратов продольная |
|
|
го аппарата |
ось располагается вдоль оси сим |
12, Нормальная ось |
оу: |
Ось связанной системы координат, расположенная в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат О помещено вне плоскости симметрии, и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей со |
метрии |
13. Поперечная ось |
OZ |
ответствующей Ось связанной системы коор |
|
|
|
динат, перпендикулярная плоскости симметрии летательного ап |
\ |
|
|
парата и направленная к правой части летательного аппарата или части, -условно ей соответствующей |
|
|
ГОСТ 20058-80 Стр. |
Термин |
Обозначение |
14. Полусвязанная система координат |
,OXeYeZe |
15. Связанная с пространственным углом атаки система координат |
OXnYaZa . |
16. Скоростная систе-тема координат |
|
- |
|
Подвижная система координат, ось которой ОХе совпадает с проекцией скорости летательного
аппарата V (п. 35) на плоскость OXY связанной системы координат, ось OYe — с осью подъемной аилы OYa (п, 18), а ось OZ е— с поперечной осью
Подвижная система координат, ось ОХ п которой совпадает с продольной -осью, а ось ОУп лежит в плоскости, - образованной продольной осью и направлением скорости летательного аппарата
V (п. 35), и направлена противоположно ■ проекции скорости на плоскость, перпендикулярную продольной оси
Подвижная система координат, ось ОХ которой совпадает с направлением скорости летательного аппарата (п. 35), а ось OY лежит в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат О помещено вне плоскости симметрии, и направлена к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей
Термин |
Обозначение |
Определение
* |
Примечание |
17. Скоростная ось |
|
Ось скоростной системы координат, совпадающая с направлением скорости летательного аппа-
■ V
рата V (п. 35) |
|
18. Ось подъемной силы |
|
Ьсь ■ скоростной системы коор- |
|
- |
- |
ддеат в плоскости симметрии летательного аппарата или в плоскости, параллельной ей, если начало координат О помещено вне плоскости симметрии , и направленная к верхней части летательного аппарата или части, условно ей соответствующей |
... |
19. Боковая ось |
OZa |
Ось, которая в совокупности со скоростной осью и осью подъемной силы составляет скоростную систему координат |
|
-20. Траекторная систе |
OXkYKZK |
Подвижная система координат,. |
|
ма координат » . ♦ |
|
ось которой ОХ к совпадает с
направлением земной скорости
—>■
VK (п. 37), ось ОУк лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось ОХк , и направлена обычно вверх от поверхности Земли |
* • |
|
ГОСТ 20058-80 Стр. |
ч__———---
УГЛЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЕ СКОРОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СВЯЗАННОЙ СИСТЕМЕ КООРДИНАТ И В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ, СВЯЗАННОЙ С ПРОСТРАНСТВЕННЫМ УГЛОМ АТАКИ
(Справочное приложение 1, черт. 1)
21. Угол атаки |
а |
Угол между^* продольной осью ОХ и проекцией скорости летательного аппарата V (п. 35) на плоскость OXY связанной системы координат |
Угол атаки следует считать положительным,"если проекция скорости летательного аппарата на нормальную ось отрицательна |
22. Угол скольжений , |
р |
Угол между направлением скорости летательного аппарата V (п. 35) и плоскостью OXY связанной системы координат |
Угол скольжения следует считать положительным, если проекция скорости летательного аппарата на поперечную ось положительна |
23. Пространственный угол атаки |
«п
♦ |
Угол между продольной осью ОХ и направлением скорости летательного аппарата V (п. 35) |
Пространственный угол атаки всегда является положительным |
24. Аэродинамический угол крена |
?п(<ра) |
Угол между нормальной осью О У и осью ОУп системы координат, связанной с пространственным углом атаки |
Аэродинамический угол крена следует считать положительным, когда ось ОУпсовмещается с нормальной осью поворотом вокруг продольной оси по часовой стрелке, если смотреть в направлении продольной оси |